«Солт»: 17 мгновений Джоли

В новом американском боевике шпион из Новосибирской области подготовил убийство президента России

  • Советских агентов до Джоли играли и Грета Гарбо в «Ниночке», и Кейт Бланшетт в «Индиане Джонсе» — образ русской женщины в их исполнении, может быть, жестковат, но скорее лестен, чем обиден
    Советских агентов до Джоли играли и Грета Гарбо в «Ниночке», и Кейт Бланшетт в «Индиане Джонсе» — образ русской женщины в их исполнении, может быть, жестковат, но скорее лестен, чем обиденВсе фотографии

Все киношные маркетологи должны сгрызть в труху свои ногти и ноутбуки от зависти к рекламной кампании, которую «Солт» нечаянно устроили американские спецслужбы, к премьере наловившие связку русских шпионов во главе с молодой и симпатичной любительницей выкладывать в интернет свои фото в нижнем белье. Если бы не внезапный контекст, кино с Анжелиной Джоли в роли предполагаемой русской шпионки выглядело бы до нелепости старомодным.

Справка: «Солт» (США, 2010) — шпионский триллер. Агента ЦРУ подозревают в работе на русскую разведку. Режиссер — Филипп Нойс («Игры патриотов»); сценарист — Курт Уиммер («Эквилибриум», «Ультрафиолет»). В ролях — Анжелина Джоли, Лив Шрайбер («Люди Х: Росомаха»). Бюджет — 110 млн долларов. 100 минут.

Только что сдавшегося американским властям русского агента допрашивает первая красавица ЦРУ Эвелин Солт (Анжелина Джоли). Русский с ностальгическим вздохом вспоминает старые добрые времена, когда он работал в пионерлагере для детей-диверсантов, которых, запрограммировав на вредительство, подбрасывали в американские семьи. Лагерь был устроен в православном монастыре, а сами неуловимые мстители то и дело лобзали перстень с кремлевской звездой на руке куратора — от этой информации любители клюквенного трэша придут в чистый восторг, а любители тайных смыслов отметят остроумное смешение коммунистического и христианского мифов. Героиня Джоли явно не принадлежит ни к тем, ни к другим и с вежливым недоумением пытается свернуть допрос городского сумасшедшего. Тогда русский добавляет последнюю подробность: подброшенную американцам тридцать лет назад девочку-бомбу (дочь чеченца-альбиноса и знаменитой шахматистки) зовут Эвелин Солт.

В течение следующих пяти минут Эвелин успевает так устать от косых взглядов коллег, что за 40 секунд собирает базуку из ножки стола и средства для чистки унитазов и с криками «Я не русская шпионка!» покидает здание.

«Солт», как и боевики времен холодной войны, воскрешает традиции внезапной ядерной атаки из зарослей развесистой клюквы
В течение следующих двух часов героиня будет разыскивать пропавшего мужа, прыгать с мостов и вертолетов, кататься верхом на фурах, пробивать стены и убивать врагов все более причудливыми способами. Вопрос о том, действительно ли она русская шпионка, подосланная, чтобы убить во время визита в США президента России и начать третью мировую, провисит в замутненном пылью и пулями воздухе до самого финала. Держится вопрос не на сценарии, а на харизме Джоли — единственной актрисы экшена, которая способна не только правдоподобно изображать красивую машину для убийства, но и оживлять искусственным дыханием по методу «рот в рот» даже бездушное и безмозглое кино.

С безмозглостью у «Солт» все в порядке: взять хотя бы русский антураж, который представляет собой чистый анекдот про Штирлица.

Найдя на ночном столике предполагаемой шпионки матрешку, ее сочувствующий шеф меняется в лице. Чтобы русские шпионы уж точно признали героиню Джоли за свою, она по пути на сходку крадет с лотка на барахолке меховую шапку. А президент Борис Матвеев, судя по выражению лица, сильно скучает по собственной оставшейся дома меховой шапке. Серьезные граждане в зале возмущенно поскрипывают зубами.

Впрочем, создатели «Солт» явно колебались между собственно серьезным политическим триллером для взрослых и стрелялкой в духе Лары Крофт. В итоге получился компромисс: для «взрослого» триллера слишком лихой, дурашливый и бездумный на сюжетных поворотах; для бодрой стрелялки — слишком мрачный и местами плаксивый. По духу это очень похоже на «красные» мусорные боевики с видеокассет двадцатилетней давности. Если вы скажете, что даже в детстве не получали от них ни капли удовольствия, вы либо интересничаете, либо вам и правда нечего делать на «Солт» — откровенно плохом, но бодром и обаятельном кино.

О творческих успехах Анжелины Джоли: ни Лара Крофт, ни миссис Смит не умели собирать базуку из подручных материалов за минуту
Ну а если получали — получите и на этот раз милейший трэш а-ля рюсс со множеством «пиф-паф, ой-ой-ой» и богиней войны, непобедимой, закутанной в меха и величественной, как памятник Ленину.

Про играющего важную роль в сюжете русского шпиона в «Солт», кстати, известно, что он «засветился в Новосибирской области». Сразу вспоминается, что в страшно модных детективах шведа Стига Ларссона о девушке с татуировкой дракона шпионская линия тоже держится на советском агенте, учившемся в Новосибирске. Неплохой шанс запустить тематический туризм — раз уж подзабытая тема русских агентов в ушанке набекрень и с ядовитым шипом в ботинке вошла в моду. Причем эта мода не демонстрирует враждебность, а, скорее, похожа на предостережение. Русские шпионы в «Солт» работают не на современную Россию, а на призрак СССР, ностальгически вздыхая по холодной войне. Ну а героиня Джоли в какой-то момент решает, что людей, которые хотят вернуть советские времена и особенно холодную войну, надо убивать бутылкой водки, что немедленно и делает.


Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru (1, 3, 5–9), afisha.ru (2, 4)


Новости

https://bael5.variti.net/tohZ7?id=SMI