Китайский «Титаник»

Революционный блокбастер с грандиозными катастрофами, 3D-баталиями, красивыми любовными сценами — и массовым обманом зрителей

Не слишком часто в кинотеатре можно посмотреть что-то отличное от обычного ассортимента. Например — гигантскую китайскую историческую драму, в которой гибнут пароходы, многомиллионные армии и красивая любовь. Поэтому НГС.АФИША не смогла пропустить «Переправу» гонконгского (а потом и голливудского) классика полицейского плаща и крутой перестрелки Джона Ву. В российском прокате «Переправа» идет с прошлой недели.

«Переправа» (The Crossing; Китай – Гонконг, 2014) — историческая драма. Реж. Джон Ву («Круто сваренные», «Без лица», «Миссия невыполнима-2», «Битва у Красной скалы»). В ролях: Хуан Сяомин, Такеши Канэсиро, Чжан Цзыи. 3D. 128 мин. 16+

«Переправа» — это масштабная картина китайской революции 1949 года. Сюжетных линий несколько. Первая: молодой генерал, прославленный безумным героизмом во Второй мировой, влюбляется в своенравную девушку из богатой семьи. Они красиво одеваются, красиво говорят, вальсируют и катаются на лошадках и авто. Падает искусственный снег, у девушки нежно розовеют уши. Но генералу уже надо снова браться за оружие — сражаться против коммунистов, вместе с которыми еще недавно он защищал родину от японских оккупантов. Вторая линия: бравый и добродушный солдатик ради талонов на еду выдает себя за семейного, а блаженную санитарку, которую видит первый раз в жизни, — за свою жену. Теперь он не может забыть случайную знакомую — а сама санитарка одержима поисками своего сгинувшего где-то на фронте возлюбленного. Третья линия: военного врача, с детства влюбленного в одноклассницу-японку, которую тоже унесло куда-то.

Все сюжетные линии тянутся к кульминации «Переправы» — реальному событию: крушению парохода «Тайпин». На нем бежали от коммунизма на уберегшийся от него Тайвань. В январе 1949 года перегруженный беженцами почти вдвое «Тайпин» затонул.

Погибло до полутора тысяч человек (спаслось около пятидесяти). То есть вместе с «Тайпином» ушло на дно примерно столько же людей, сколько ухнуло в море вместе с «Титаником». Вот только одно название слышали все, а другое — не очень-то.

Узнавать и сознавать такие штуки — всегда отрезвляющий щелчок по носу, неприятный, но полезный. Эта полезность — одна из причин посмотреть «Переправу». Ее, разумеется, все называют китайским «Титаником», сам же Джон Ву поминает «Доктора Живаго», ну и «Унесенных ветром», конечно, тоже непременно вспомнят: чувства на фоне большой истории, обаяние проигравших, вся эта белогвардейская романтика. Перед «Переправой» неплохо бы напомнить себе эту большую историю.

Вкратце дело было так: после крушения императорской власти династии Цинь в 1912 году Китай оказался в состоянии полураспада на контролируемые несколькими разными военными группировками провинции. К концу 1920-х годов набравшая мощь националистическая партия Гоминьдан практически установила контроль над страной, окончательно рассорившись с набиравшей популярность и пытавшейся восставать то тут, то там коммунистической партией. В 1936 году враждующие стороны примирились, чтобы вместе отбиваться от Японии. Но после окончания Второй мировой гражданская война в Китае возобновилась — считается, что жертвами ее последнего акта (1945–1949) стало до 6 млн человек. В 1949 году коммунисты победили и основали Китайскую народную республику. Руководство Гоминьдана бежало на Тайвань (и там Гоминьдан до сих пор остается правящей партией, а сам остров Тайвань оказался культурным и политическим преемником старого дореволюционного Китая).

А еще перед покупкой билетов стоит знать кое-что никак не обозначенное на российских афишах «Переправы»: как и «Битва у Красной скалы» того же Ву, «Переправа» состоит из двух частей. Крушение парохода происходит во второй части. В российском прокате же представлена пока первая.

Это как если бы вы пришли на «Титаник», а он весь бы оказался посвящен обстоятельному введению в общественное положение Джека и Роуз. И вот уже титры, но билеты на несчастный лайнер еще не куплены. Вторая часть «Переправы» вышла в китайский прокат буквально сегодня, дата ее выхода в российский вообще еще не назначена. Будут ли ее трепетно ждать посмотревшие первую? Вряд ли. Даже в родном Китае «Переправа» была принята не слишком восторженно и прошла с заметным спадом сборов после первого успешного уик-энда (что означает: публика ее ждала, но разочаровалась).

Гарантированно «Переправа» понравится разве что тем, кто не стесняется своей любви к мелодрамам о красивой жизни и о том, что богатые тоже плачут. Разочарованных же будет больше. Если описывать Джона Ву и его фильмографию одним словом, то это слово «крутой». И уж чего-чего, а крутизны в «Переправе» нет и в помине — хотя в батальных сценах Ву и предается своей знаменитой хореографической бойне с бьющими в камеру струями крови. Собственно, только эти сцены и не дают поставить «Переправу» на полочку мыльных опер. Есть тут и шутка Ву над своим самым фирменным приемом — зависанием двух стрелков, держащих друг друга на прицеле. Но в отличие от лучших фильмов Ву «Переправа» не несется, крутясь и вихрясь, до самого финала, одним броском, а выглядит мучительным и постоянно разлаживающимся усилием, с заминками и перекурами, с неловкими движениями, которые выставляют напоказ картонную суть мира на экране.

Это красивый, как старинная открытка (местами чересчур), ужасно сентиментальный (бедная проститутка с золотым сердцем, чудесно найденный дневник возлюбленной и пр.) и местами сильно затянутый (особенно если вспомнить про деление на две части) фильм.

Никакой это, в общем, не «Титаник», а простите, «Адмиралъ»: страдания интересного контрреволюционера, удачливого в любви, но не в войне. Не поймите меня неправильно — «Переправа» совсем не настолько плохой фильм, как «Адмиралъ», — но все-таки скорее неудача. Возможно, дело в том, что устарел и скончался сам жанр изображения большой истории средствами глянцевой мелодрамы с балами и платьями из пышных занавесок. Возможно, дело в том, что этот жанр особенно мертв там, где на кино влияют представления о государственных интересах. А «Переправа» (хотя и снятая гонконгцем и написанная тайваньским сценаристом, — все-таки в первую очередь китайский фильм. Впрочем, нужно отдать должное китайским товарищам, которые дали показать проигравшую коммунистам сторону с симпатией и сочувствием (хотя, по слухам, производство «Переправы» затягивалось именно из-за политических вопросов).

Оценка НГС.АФИША: 3 из 5


Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru (1–5)

Новости

https://bael5.variti.net/tohZ7?id=SMI