«Головоломка»: показали невиданное

Гениальный мультфильм студии Pixar отправляет зрителя в путешествие по ландшафтам нашего сознания и подсознания — мирам галлюциногенной красоты

Великая студия Pixar последние пять лет как-то не слишком баловала публику оригинальными историями, все больше клепая продолжения — «Истории игрушек», «Тачек» и «Корпорации монстров». И вот, наконец, «Головоломка» — новая и оригинальная история. Действительно новая и действительно оригинальная. Ничего подобного фантастическим мирам, умещающимся в мозгу героини и населенным ее персонифицированными эмоциями, страхами и снами, вы раньше не видели. На ум приходят разве что патентованное сумасшествие «Быть Джоном Малковичем» и «Вечное сияние чистого разума», да «Начало». Но «Головоломка» в своем странствии по ландшафтам сознания даже в каком-то смысле вольнее их, хотя бы потому что она — мультик.

«Головоломка» (Inside out; США, 2015) — мультфильм студии Pixar («Корпорация монстров», «История игрушек», «ВАЛЛ-И»). Реж. — Пит Доктер («Корпорация монстров», «Вверх»). 3D; IMAX. 94 мин. Рейтинг IMDb: 9.1/10. 6+

Режиссер «Головоломки» Пит Доктер, — заполучивший карт-бланш на эксперименты после того, как его предыдущая работа «Вверх!» принесла студии бешеные миллионы, — когда-то сам в детстве сильно застеснялся после переезда с семьей в другой город и не смог сходу вписаться в новый класс. Потом похожие проблемы он заметил у своей дочки. А теперь бывший ребенок Пит снял «Головоломку» — о том, как одиннадцатилетняя девочка Райли переезжает с родителями из Миннесоты в Сан-Франциско, расстается с друзьями и своей главной страстью — хоккеем, а в новой школе сразу теряет лицо, расплакавшись прилюдно.

Но самое главное — мы видим не только (и не столько) Райли, сколько то, что происходит у нее в голове. Буквально.

На экране — что-то вроде центра управления полетами, в котором работают персонифицированные эмоции, жмущие на кнопки на пульте. Заводила тут Радость — синеволосая фея типажа «спортсменка-комсомолка». Главный источник проблем — вялая и нудная толстуха Печаль в растянутом свитере и очках. Есть также фифа с накладными ресницами — Брезгливость или, может быть, точнее — Отвращение (в русском переводе, ее озвучивает, кстати, Ксения Собчак). Тощий бледный Страх и, наоборот, приземистый и широкоплечий краснокожий Гнев. Крутятся шестеренки, гоняя по механизмам сознания стеклянные шарики воспоминаний. Желтый шарик — счастливое воспоминание, голубой — несчастное. Со временем, впрочем, воспоминания выцветают и становятся цвета сепии, как старые фотографии.

Вокруг башенки центра управления — от горизонта до горизонта сюрреалистические пейзажи внутреннего мира Райли. Черные каньоны Забвения, куда в конце концов выбрасываются потухшие воспоминания. Феерическое Воображение, где строятся замки из печенья и облачные города.

Сталкеровские прямо-таки промзоны с табличками «Опасно! Проход запрещен». Искривленные пространства Абстрактного Мышления. По висящим в воздухе рельсам носится Состав Мысли. И тут есть свой Голливуд — гигантская студия, на которой снимаются фильмы-сновидения.

Согласно «Головоломке», душевная болезнь — это результат техногенной катастрофы в этом мире.

Когда Радость и Печаль вместе с охапкой Ключевых Воспоминаний случайно вылетают в трубу и оказываются бог знает где, на каких-то окраинах сознания, — Райли впадает в депрессию. И пока она готовится натворить глупостей, которые так хорошо удаются школьницам в отчаянии, две ее главные эмоции изо всех сил пытаются к ней вернуться. Ищут выход из лабиринтов-архивов Долгосрочной Памяти, где бродит, сам себя развлекая, позабытый воображаемый друг Райли — розовый слон из сахарной ваты с пушистым хвостом (потому что на самом деле он не очень-то слон, он еще и кот). Спускаются в самое страшное место в мире — Подсознание. И так далее.

Совершенно фантастическая идея в «Головоломке» со столь же фантастическим вдохновением проработана, нарисована с галлюциногенной красотой, разбегается тысячами тропок, усеянных незабываемыми придумками (это мультфильм, который определенно хочется пересматривать) и киноманскими аллюзиями (от «Головокружения» до «Китайского квартала»).

Если вам всегда было охота узнать, что происходит в голове у мужчины, когда он остекленел глазами и не слышит вопросов, — так это его эмоции заказали пиццу и смотрят хоккей.

У «Головоломки» ограничение 6+ — и есть ощущение, что совсем маленьким детям она может действительно оказаться не очень — и не из-за пугающих эпизодов или неприличных шуток (тут их нет), а просто потому, что не вырос еще философский аппарат, чтобы легко ориентироваться в этом лабиринте метафор. Для всех же остальных — это еще и совершенно буквально сеанс «разобраться в себе», и прекрасное напоминание о том, что наши и чужие внутренние миры — очень хрупкие. Что люди ведут себя определенным образом не назло нам, а потому что ими управляют сложные психологические (да и тупо физиологические) механизмы. Что каждый человек — целый мир. Все эти мысли — не то чтобы неслыханные — в «Головоломке» формулируются так резко и ярко, что минимум пару раз чувствительные (а может быть, и не только) зрители прослезятся.

На выходе из зала есть ощущение, что Pixar сделали свой лучший мультфильм, — в любом случае в тройке их лучших мультфильмов и пачке лучших мультфильмов последних лет вообще «Головоломка» точно будет. Тот случай, когда в дорогостоящем продукте корпорации в тысячу раз больше искусства, новизны и смелости, чем в большей части кино, позиционирующего себя как серьезное, авторское и независимое.

Оценка НГС.АФИША: 5 из 5


Елена Полякова
Кадры из мультфильма — kinopoisk.ru

Новости

https://bael5.variti.net/tohZ7?id=SMI