Анатолий Иванович Коненко (1954 г. р.), с 1981 г. первым в Сибири начал заниматься искусством микроминиатюры. За короткий период он изобрел и освоил технологии письма на рисовых, маковых зернышках, а затем и на человеческом волосе. Новое направление в искусстве потребовало радикально иного подхода к созданию, дизайну и подаче микрокомпозиций. Для их осмотра необходима оптика. А. Коненко многие свои работы представляет в масштабном сравнении с насекомыми, зернышками или волосинкам, что позволяет выигрышно выявить уникальность каждой работы. Скрипка в лапках кузнечика воссоздает известный поэтический образ, подковки на лапках блохи позволяют воображению оживить сцену лесковского Левши, караван верблюдов в ушке иголки представляет библейские строки на уровне невозможного. Это искусство позволяет продемонстрировать беспредельные возможности рук и фантазии человека через творчество.
Два обновленных зала, оснащенных современным экспозиционным оборудованием, включают около 120 произведений живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Италии, Фландрии, Франции, Швейцарии. Экспозиция демонстрирует лучшее, что есть в омской коллекции. Это и уже хорошо знакомые зрителю произведения, и те, которые очень редко покидают стены запасников. В первом зале представлены работы старых мастеров. Здесь собраны все жемчужины западноевропейской живописи: памятник Позднего Возрождения – алтарные створки «Святая Агнесса» и «Святая Цецилия», полотно Алессандро Тиарини (1577–1668) «Послы царя Абгара перед Христом», композиция «Мадонна с младенцем» Симона Вуэ (1590–1649), вариант которой находится в Государственном Эрмитаже, эффектные декоративные натюрморты, выполненные крупнейшими мастерами этого жанра – Мелхиором де Хондекутером (1636–1695) и Яном Вениксом (1640–1719). Экспозиция максимально полно представляет творчество художников XVIII века, среди которых работы французских живописцев Жана-Батиста Грёза (1725−1805) и Клода Жозефа Верне (1714−1789), а также представителя диаспоры немецких художников в Риме Якоба Филиппа Хаккерта (1737−1807). Имена этих мастеров входят в сокровищницу мирового искусства. Второй зал включает произведения XIX столетия. После долгого перерыва зрители вновь смогут увидеть картины, давно ставшие визитными карточками коллекции, − «Нарцисс и Эхо» (1895) английского художника Джозефа Соломона (1860–1927), «Сцена в кабачке» (1896) флорентийского мастера Франческо Винеа (1845−1902), «Горный ручей» (1847) популярного швейцарского пейзажиста Александра Калама (1810–1864), «Аллегория поэзии» и «Аллегория музыки» (обе − 1839) известного французского дамского портретиста Эдуарда Дюбюфа (1819−1883).
Ко дню рождения музея в Генерал-губернаторском дворце начинает работать новое экспозиционное пространство. Первая открывшаяся там выставка знакомит с творчеством известного художника-шестидесятника, основателя омского археоарта Николая Яковлевича Третьякова (1926–1989). Впервые с 1988 года зрители смогут увидеть монументальный рельеф на археологическую тему, созданный в 1977 году для оформления зала археологии Сибирского края Омского историко-краеведческого музея. Долгое время произведение было скрыто от пытливого взгляда зрителей. Там, где должна была располагаться археологическая экспозиция, несколько десятилетий находился фонд народного искусства. Только в 2022 году он в полном составе был перемещен в специально оснащенное помещение Центра «Эрмитаж-Сибирь», где было оборудовано открытое хранение народного искусства, а зал Генерал-губернаторского дворца наконец-то стал доступен для посетителей. Изготовленное из тонированного бетона, рельефное панно имеет внушительные размеры — 3,7×6 м — и представляет собой сложную композицию, выполненную в подражание наскальным рисункам — петроглифам на «писаных» камнях, расположенных по берегам реки Томь. При исследовании панно было установлено, что художник совместил в одной композиции изображения, в реальности находящиеся на трех разных памятниках наскального искусства, расположенных по берегам Томи: Романовских писаных камнях, Томской и Тутальской писаницах. Из этих трех памятников, несомненно, наиболее известна Томская писаница. В настоящее время она входит в состав крупнейшего за Уралом одноименного Кузбасского музея-заповедника, занимающего площадь в 156 га. Дополняют рассказ о творчестве Николая Третьякова, талантливого и многоликого художника — живописца, графика, скульптора, монументалиста, основоположника омского археоарта (или этноархаики) — шесть графических произведений из коллекции музея, объединенных в «Алтайскую серию». Листы, выполненные в разных техниках (гуашь, пастель, гравюра на картоне, смешанная техника), впечатляют жанровым и стилевым разнообразием, глубиной мировосприятия и философичностью. Выставка проходит с 22 декабря по 5 февраля. График работы: вт-вс 10:00–19:00, пн — выходной.
Около 200 произведений художников 15 союзных республик: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство 1922–1991 годов из собрания Музея имени М. А. Врубеля. Более 20 живописных работ экспонируются впервые. Выставка продолжает знакомство с искусством советского периода из собрания Музея имени М. А. Врубеля и посвящена юбилейной дате – 100-летию образования Союза Советских Социалистических Республик (1922–1991) – многонационального государства, аналогов которому не было в мировой истории. Название проекту дала строка из популярного марша «Широка страна моя родная», написанного к кинофильму «Цирк» (1936). Советский Союз был создан как объединение равных республик при ведущей исторической роли РСФСР в процессе его формирования. Поэтому экспозиция одного из выставочных залов целиком посвящена искусству РСФСР, ее автономных республик и областей (1920-е – 1980-е). В станковой картине, столь популярной в 1930–1970-е годы (именно она играла роль транслятора официальной идеологии), нашли отражение главные направления политики советского государства: индустриализация, коллективизация, культурная революция, национальный вопрос. Эти важные для искусства советского периода темы воплощены в произведениях, выполненных М. И. Авиловым, В. В. Лебедевым, Б. В. Васильевым, В. И. Викуловым, Н. К. Сверчковым, П. Д. Покаржевским, Г. И. Прокопинским, Н. М. Ромадиным, Б. Н. Яковлевым и многими другими.
В расписании возможны изменения.
13.10 Начало: 20:00
17.10 Начало: 19:00
Новости